Воскресенье, 19.05.2024, 20:44
Приветствую Вас Заказчик

РЕМОНТ ПОМЕЩЕНИЙ И КВАРТИР ПОД КЛЮЧ Дизайнерские проекты, подбор строительных материалов. Ремонт в полном объеме. Водопровод, сантехника, канализация, отопление. Монтаж алюминиевых фасадов. Витражи. Остекление. 8-097-393-77-50 8-050-623-96-46

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » 2009 » Февраль » 17 » Допуск на строительный рынок Украины оказался в руках СРО
Допуск на строительный рынок Украины оказался в руках СРО
09:52

Процесс коррупционного недопуска бизнеса на рынок строительства оказался возможен после того, как изменили «Положение о Лицензионной комиссии по определению возможности хозяйствующих субъектов выполнять лицензионные условия проведения строительной деятельности»

 
Лицензирование в Украине перешло в частные руки. Мы потеряли страну

Конец 2008 года стал «черным четвергом» для всего независимого украинского бизнеса. Под шумок кризиса произошло то, чего никто не ожидал, - государственные контрольные функции допуска на рынок (лицензирование в строительстве) перешли к частным структурам. Теперь фирмы и общественные организации решают, может ли субъект хозяйственной деятельности выполнить лицензионные условия. Порядок выдачи лицензий окончательно изменен: не профильное министерство, а частные предприятия проверяют бизнесмена, который хочет получить лицензию, и готовят заключение, а министерская Лицензионная комиссия, состоящая уже не из государственных служащих, а из представителей избранных общественных организаций (они же - бизнесмены) уже на основании этого заключения делает выводы. Допуск на рынок оказался в руках саморегулирования (СРО), которое в Украине победило государственный порядок. Частники мощно вошли во власть, взяв на себя для начала функции допуска на рынок и контроля за строительством. По размаху их деятельности совершенно очевидно, что это только начало.

Саморегулирование и лицензирование в мире

Во всех развитых странах лицензирование отдельных видов деятельности относится исключительно к государственным функциям. Это аргументируется тем, что только институт государства представляет все общество и обладает правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. При этом в развитых странах система лицензирования должна дать субъектам хозяйствования четкие представления о требованиях и ответственности. Переход контролирующих функций к отдельным группам общества ведет к ущемлению прав иных слоев населения и является разрушением института государственности.

В Украине приватизация государственных полномочий стала возможна из-за заимствования искаженного принципа саморегулирования, принятого в Российской Федерации. Именно искаженного, потому что саморегулирование в мире не имеет ничего общего с государственным регулированием. Саморегулируемые организации возникли как попытка хозяйствующих субъектов, объединившись, повысить конкурентоспособность своих услуг и товаров. Допустим, производители бетона, объединившись в саморегулируемую организацию, вскладчину финансируют научные разработки в области производства бетона, получают результат и начинают выпускать бетон более высокого качества. Они принимают свои внутренние стандарты, которые должны соблюдать все члены саморегулируемой организации, чтобы задекларированные качества продукта соответствовали заявленным характеристикам. Это и есть те внутренние нормы и правила, отличающиеся от государственных, которые СРО принимает для себя. Но нигде в мире государством при этом не запрещается производить бетон другого качества, если он удовлетворяет принятым стандартам. Спрос на продукцию отрегулируется рынком. Именно поэтому СРО в мире не имеют никаких прерогатив в государственном регулировании. Это касается как производства товаров, так и работ, услуг (в Европе распространены СРО рабочих, производящих определенные специализированные виды строительных работ).

Россия видоизменила принцип СРО до неузнаваемости. СРО по-российски - это система объединений хозяйственных субъектов в общественные организации, которые имеют свое представительство во власти и выполняют функции государственного контроля вместо самих  государственных органов. В России отменяется лицензирование. Его функция передается СРО. Таким образом, саморегулирование уже становится не методом объединения субъектов хозяйственной деятельности для повышения конкурентоспособности, а способом принудительного удаления с рынка конкурентоспособных субъектов неконкурентоспособными, которые объединяются в саморегулируемые организации. При этом официальные государственные лица в России заявляют о приближении системы государственного регулирования в строительстве к Европейским стандартам.

Приватизация государственных полномочий в Украине. Декабрь 2007 - ноябрь 2008

Процесс приватизации государственных функций контроля и надзора начался с Указа Виктора Януковича от 5 декабря 2007 №1396. Тогда впервые происходит изменение государственных функций лицензирования. Все лицензии, полученные до 1 января 2008, отменяются. Позже, 27 марта 2008 уже Кабмин Тимошенко изъял из Указа отмену выданных лицензий с 1 января 2008, но остальное осталось.

В течение 2008 года к государственному лицензированию допускаются частные фирмы. Пресс-служба Минрегионбуда отчитывается о достижениях по допуску частных структур к процессу, сообщая, что 85% организаций, проводящих лицензионную экспертизу, - негосударственные предприятия (http://minregionbud.gov.ua/index.php?id=935).

Вразрез с Законом Минрегионбуд Украины издает «Положение о порядке лицензирования некоторых видов хозяйственной деятельности», где прописывает участие «уповноважених» (в том числе негосударственных) организаций в подготовке экспертных заключений на выдачу лицензии (ст. 5 Порядка). А роль Лицензионной комиссии сводится к выводам на основании уже подготовленных заключений «уполномоченных организаций».

При этом органы прокуратуры не обращают внимания на то, что Кабинетом Министров Украины принимаются запрещенные по Закону «Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності»(«Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» - прим. sro.su) нормативные акты. В этом Законе четко прописан запрет на дублирование государственных полномочий и их делегирование третьим лицам. Этот же запрет прописан и в ст. 16 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Кроме того, Минрегионбудом проигнорирована статья 6 ЗУ «Про ліцензування певних видів господарської  діяльності», («О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности») в соответствии с которой «Орган ліцензування  не  може  доручати іншим особам визначати спроможність суб'єктів господарювання виконувати ліцензійні  умови згідно з поданими документами». («Орган лицензирования не может поручать другим лицам определять способность хозяйствующих субъектов выполнять лицензионные условия в соответствии с представленными документами» - прим. sro.su)

Сама Лицензионная комиссия тоже претерпевает изменения, приватизируясь частными структурами уже общественных организаций. Издается новый Порядок «Про затвердження Положення про ліцензійну комісію Державної архітектурно-будівельної інспекції та її територіальних органів» (Наказ Минрегионбуда № 486   28.10. 2008), («Об утверждении Положения о лицензионной комиссии Государственной архитектурно-строительной инспекции и ее территориальных органов» (Приказ Минрегионбуда № 486   28.10. 2008) - прим. sro.su) где написано буквально следующее: «1.3. Персональний склад ліцензійної комісії формується з числа висококваліфікованих і досвідчених фахівців будівельної галузі, у тому числі за поданням Національної спілки архітекторів України, Академії будівництва України, Асоціації «Українське об'єднання проектних організацій», Української Будівельної Асоціації, Будівельної палати України, інших професійних об'єднань у сфері будівництва та органів влади. Персональний склад ліцензійної комісії затверджується наказом органу ліцензування».
(«1.3. Персональный состав лицензионной комиссии формируется из числа высококвалифицированных и опытных специалистов строительной отрасли, в том числе по представлению Национального союза архитекторов Украины, Академии строительства Украины, Ассоциации «Украинское объединение проектных организаций», Украинской Строительной Ассоциации, Строительной палаты Украины, других профессиональных объектов соединений в сфере строительства и органов власти. Персональный состав лицензионной комиссии утверждается приказом органа лицензирования » - прим. sro.su)

Теперь одни бизнесмены, входящие в избранные общественные организации, решают судьбу лицензирования других бизнесменов, в их общественные организации не входящих, что строго запрещено Законом «Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності»: Стаття 3. Державний нагляд (контроль) здійснюється за принципами: незалежності органів державного нагляду (контролю) від політичних партій та будь-яких інших об'єднань громадян».
(Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности »: Статья 3. Государственный надзор (контроль) осуществляется на принципах: независимости органов государственного надзора (контроля) от политических партий и любых других объединений граждан - прим. sro.su)

Допустимая по закону Украины роль общественности в процессе лицензирования гипертрофируется. В Законе Украины «Про ліцензування певних видів господарської діяльності» (О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности  - прим. sro.su) общественность допускается к лицензированию исключительно в виде экспертно-апелляционного совета, который поднимает вопросы лишения или непредоставления лицензий по обращениям хозяйствующих субъектов (ст. 7 Закона). Но по Указу КМУ эта общественность теперь просто подменила собой государственных чиновников, заседает в комиссии и решает вопросы предоставления лицензий.  

Процесс коррупционного недопуска бизнеса на рынок строительства оказался возможен после того, как изменили «Положення про Ліцензійну комісію з визначення спроможності суб`єктів господарювання виконувати ліцензійні умови провадження будівельної діяльності» (Положение о Лицензионной комиссии по определению возможности хозяйствующих субъектов выполнять лицензионные условия проведения строительной деятельности - прим. sro.su) (от 14.12.05 № 16). По этому положению комиссия заседала еженедельно, а теперь 2 раза в месяц (п. 4.4. изменен на 3.2, п. 3.1. изменен на 2.1), она принимала решения, а теперь стала «консультативно-дорадчим органом» («Консультативно-совещательным органом» - прим. sro.su) (п. 1.1).
Функции государственного контроля также переходят к частным фирмам и в сфере технадзора за строительством (Наказ Минрегионбуда 23.06.2008 N 263 «Щодо організації роботи із впровадження професійної атестації працівників, які здійснюють технічний нагляд за будівництвом об'єктів архітектури»).
(Приказ Минрегионбуда 23.06.2008 N 263 «Об организации работы по внедрению профессиональной аттестации работников, осуществляющих технический надзор за строительством объектов архитектуры» - прим. sro.su)

Что скажет власть?

Отсутствие публичной реакции на происходящие процессы институтов государственной власти наводит на мысль о сговоре всех со всеми, «мега-широкой коалиции» по монополизации строительного рынка неконкурентоспособными фирмами по аналогу с Российской Федерацией, в которой вовсю уже идет этот процесс. Политические силы, как собачка с тряпкой в зубах, носятся с единичными явлениями монополизации функций государственного контроля, «борясь» за права бизнеса, и при этом ни одна партия не видит в происходящем системы. И тут, как знаковый шаг в превращении экономической системы Украины в тоталитарную и клановую, появляется законопроект Министерства юстиции Украины "Про господарські об'єднання" ("О хозяйственных объединениях" - прим. sro.su), который призван завершить процесс корпоратизации государства Украина. По этому законопроекту в Украине получают официальный статус хозяйственные объединения в виде концернов, ассоциаций и т. п., но в них могут входить государственные и негосударственные структуры. Ничего к этому добавлять не хочется кроме нескольких цитат:

Ст 7. «Господарські об'єднання за участю державних суб'єктів господарювання та суб'єктів господарювання інших форм власності можуть утворюватися у будь-яких видах, передбачених цим Законом».

Ст 9. «Вкладами учасників господарського об'єднання може бути будь-яке майно (гроші, цінні папери, земельні ділянки, будівлі, споруди, устаткування, сировина, продукція, інші речі, право на торговельну марку, майнові чи інші відчужувані права, що мають грошову оцінку, якщо інше не встановлено законом), а також професійні та інші знання, навички та вміння, ділова репутація та ділові зв'язки». «Грошова оцінка вкладів учасників господарського об'єднання здійснюється за згодою учасників об'єднання, а у разі створення господарського об'єднання за участю державних суб'єктів господарювання та суб'єктів господарювання інших форм власності обов'язково проводиться незалежна оцінка».

Ст 22. «Майно державного господарського об'єднання. Вкладами учасників державного господарського об'єднання можуть бути грошові кошти або професійні та інші знання, навички та вміння, ділова репутація та ділові зв'язки».
(Ст 7. «Хозяйственные объединения с участием государственных хозяйствующих субъектов и хозяйствующих субъектов других форм собственности могут образовываться в любых видах, предусмотренных настоящим Законом».
Ст 9. «Вкладом участников хозяйственного объединения может быть любое имущество (деньги, ценные бумаги, земельные участки, здания, сооружения, оборудование, сырье, продукция, другие вещи, право на торговую марку, имущественные или иные отчуждаемых права, имеющие денежную оценку, если иное не установлено законом), а также профессиональные и иные знания, навыки и умения, деловая репутация и деловые связи ». «Денежная оценка вкладов участников хозяйственного объединения осуществляется по соглашению участников объединения, а в случае создания хозяйственного объединения с участием государственных хозяйствующих субъектов и хозяйствующих субъектов других форм собственности обязательно проводится независимая оценка».

Ст 22. «Имущество государственного хозяйственного объединения. Вкладами участников государственного хозяйственного объединения могут быть денежные средства или профессиональные и иные знания, навыки и умения, деловая репутация и деловые связи ». - прим. sro.su)

Государственный строй изменится. Скоро...

После принятия этого законопроекта у нас в стране не будет больше коррупции, ведь даже деловые связи официально приобретают соответствующий денежный эквивалент. Общественные организации, состоящие из бизнесменов, получают государственные полномочия. Скоро весь бизнес нашей страны разделится на тех, кто контролирует, и тех, кто работает. Причем, за одним работающим предприятием будут надзирать 100 контролирующих, зарабатывающих исключительно на этих функциях контроля, которые им переделегирует власть. В экономике страны появится привлекательный сектор - бизнес-надзорная функция, куда перейдут все, кто был не в состоянии зарабатывать в стране с рыночной экономикой, проигрывая более грамотным, работоспособным и умелым бизнесменам. Они и будут контролировать. А кто же еще? Какой нормальный бизнесмен откажется от свободы создания собственных проектов, заработков, нормальной жизни и пойдет контролировать кого-то? Кто будет себя нормально чувствовать в стране, где частный проверяющий, имеющий «деловые связи», будет оценивать твою способность или неспособность заниматься каким-то видом бизнеса так, как он сочтет нужным?

И, конечно, наконец, найдут себе занятие по душе многочисленные украинские общественные организации, получающие сейчас гранды за результаты, которые невозможно проверить: борьбу со СПИДом, просвещение населения в части организации открытого гражданского общества и прочее. Эти действия с гипотетической пользой им приносят, если не вес в обществе, то средства к существованию, называемому психологами псевдодеятельностью. Но прибыли от деятельности контролирующей, конечно, несравнимы с грандами, поэтому можно смело прогнозировать, что многомиллионная армия общественников станет в очередь за допуском к государственным надзорным функциям, зарабатывая на бизнесе уже законно и легально, а не простыми угрозами жалоб, как раньше. И не интересует украинские общественные организации работа по созданию инновационных проектов, которые могут быть очень нужны единственному не занятому псевдодеятельностью и работающему над реформами министерству - Министерству по вопросам ЖКХ.

А реформа приватизации государственных полномочий идет полным ходом! И по мере ее воплощения мы все чаще слышим с экранов телевизоров про обеспокоенность политиков и государственных деятелей результатами социологических опросов, показывающих, что молодежь Украины выражает все активнее желание навсегда уехать из этой страны...

Наталья Кашкевич, Председатель «Союза строителей Донбасса»

Просмотров: 10404 | Добавил: stroitely
Всего комментариев: 361 2 3 ... 35 36 »
1 Дмитрий  
0
Очень грамотно!
Но капитализм Мы начали строить в 1990. Рынок должен отрегулировать и маразм законодателя.
Жду уже год, чтобы переоформить лицензию.

1-1 2-2 3-3 ... 35-35 36-36
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Календарь новостей

«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Какие строительные материалы предпочитаете покупать
Всего ответов: 10
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024